Дислексия — болезнь или удел гениев?
Главные проявления нарушения — это устойчивые, специфические и повторяющиеся ошибки при чтении, которые проявляются в перемешивании и замене звуков, произношении слов по буквам, изменение структуры слова относительно слогов, аграмматизмах, нарушении понимания смысла прочитанной информации.
Выявление этой патологии производится путём анализа сформированности устной речи, а также навыков письма и чтения. Для устранения данного дефекта требуется усовершенствование и правильное формирование таких сторон устной речи, как: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматического строя, связной речи и неречевых процессов.
Иными словами, дислексия — это неспособность адекватно и оперативно распознавать слова, т. е. реализовывать декодирование и овладевать навыками обучения.
Такие процессы имеют неврологический характер и зависят от неполноценности фонологических компонентов языка. У ребёнка, страдающего дислексией, присутствуют нарушения в системе обработки мозгом получаемых графических знаков.
Возможные причины расстройства
Патология может быть вызвана вследствие различных причин, среди которых:
- Нейробиологические причины — недоразвитие или нарушение функций конкретных зон коры головного мозга. Например, у дислексика функциональность задней части средней височной извилины гораздо менее активна, а плотность мозговой ткани в этой области, понижена.
- Наследственная предрасположенность — мутация определённого гена шестой хромосомы, которая оказывает влияние на развитие нейронов в определённых зонах мозга.
- Дефицит навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном периоде и в раннем школьном возрасте. Это может быть чревато недостаточным развитием связей между нервными клетками в речевом центре головного мозга.
- Травмы головного мозга.
- Родовые патологии — неправильное развитие пуповины, преждевременная отслоение плаценты, длительные роды, асфиксия плода.
- Токсическое поражение ЦНС зародыша в случае алкогольной или медикаментозной интоксикации.
- Инфекционное поражение мозга плода в случае болезни матери во время беременности такими заболеваниями, как краснуха, корь, оспа, герпес, грипп.
Разновидности отклонения
Существуют такие виды дислексии:
- Фонематическая. Такая форма патологии встречается наиболее часто среди деток младшего школьного возраста. Характеризуется недоразвитостью функций фонематической системы. Фонемы различаются между собой по смыслоразличительным особенностям — мягкость-твёрдость, глухость-звонкость. При перемене в слове одной фонемы, изменяется весь смысл. В данном случае у ребёнка на слуху путаются отличные по одному смыслоразличительному признаку звуки — ж-ш, с-ш, с-ц. Также наблюдается чтение по буквам и искажение звукослоговой структуры, т. е. слоги и звуки меняются местами, буквы пропускаются.
- Семантическая. Имеет ещё одно название — механическое чтение, т. е. возникает непонимание смысла прочитанного, хотя технически чтение выполняется правильно. Это происходит вследствие звукослогового синтеза и нечёткости в представлениях о синтаксических связях, содержащихся в предложении, т. е. грубо говоря, слова воспринимаются по отдельности и совершенно бессвязно.
-
Аграмматическая. Наиболее часто встречается в случае системного речевого недоразвития. При этом отмечается изменение в
- Оптическая. Вызывает сложности в восприятии визуально схожих букв и их перемешивание. Например, такие буквы могут быть различны только лишь в одном элементе: М-Л, В-З. Или же они могут содержать похожие элементы, но с разным его расположением: П-Н-И, Р-Ь, Т-Г.
- Мнестическая. Проявляется в сложностях с пониманием символов. Ребёнок не может понять взаимосвязь той или иной буквы с каким-то определённым звуком.
Проявления нарушения
Дислексия характеризуется следующими симптомами:
- задержка в развитии, которая проявляется в письменных и речевых навыках;
- сложности при запоминании орфографии;
- дезориентация в пространстве и времени;
- низкий уровень восприятия информации;
- сложности в усвоении слов;
- отсутствие понимания смысла прочитанного;
- медленное чтение по слогам или по буквам;
- неуклюжесть;
- появление гиперактивности на фоне дефицита внимания.
Также интересен тот факт, что симптомы дислексии по своей природе можно назвать симптомами некой дезориентации. Критерием ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, в данном случае — текста.
Исходя из того, что такой ребёнок лишён способности образно представить печатные слова и символы, в его восприятии образуются пробелы и как итог — непринятие окружающей реальности в правильном виде.
Среди специфических признаков можно отметить следующие:
- высокий уровень интеллекта при достаточно плохих навыках чтения;
- дублирование ошибок при письме и во время чтения — пропускание, замена символов, слов;
- низкая скорость при выполнении какого-либо задания по сравнению со сверстниками;
- сложности при письме;
- маленький объём памяти и кратковременность слуховой памяти;
- невозможность воспроизведения ряда из нескольких слов, нарушение их порядка, пропускание;
- сложности в определении низа и верха, права и лева.
Практически всегда дислексии сопутствует такое нарушение как дисграфия — устойчивое нарушение письма, которое не связано с безграмотностью и возникает из-за недоразвития или частичного поражения функций мозга, которые участвуют в сложном процессе письма.
Такая патология устраняется при помощи специальных логопедических занятий.
Дисграфия как и дислексия диагностируются у младших и старших школьников с совершенно полноценным интеллектуальным развитием, нормальной речью, здоровым слухом и зрением. Однако очень часто у детей, у которых обнаруживается эти нарушения, наблюдаются такие проблемы:
- дезориентация в пространстве и времени;
- некоторая неуклюжесть в движениях;
- нарушение координации;
- снижение работоспособности;
- нарушение памяти;
- плохое кровообращение в сосудах мозга.
Обследование маленьких пациентов
При подозрении на дислексию проводится обследование, включающее в себя ряд мероприятий:
- сбор анамнеза жизни, а также изучение его успеваемости по школьной программе;
- изучение индивидуальных особенностей речи, строения и развития артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики;
- проведение тестов на оценку уровня владения навыками чтения;
- анализ звукопроизношения и фонематического развития;
- процедуры магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии для определения функциональной активности в левой височной доле мозга, при дислексии будет диагностироваться её снижение;
- кроме логопедической консультации, необходим также осмотр у невролога, офтальмолога, психолога.
Методы коррекции
Методы, направленные на устранение нарушения подразумевают под собой работу над нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.
Применяемые методы коррекции дислексии зависит от ее разновидности:
- В случае фонематической коррекционная работа будет направлена на устранение недостатка произношения звуков, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о звуко-буквенном и слоговом составе слова.
- При семантической развивают слоговой синтез, работают над обогащением словарного запаса и усвоением грамматических языковых правил.
- При аграмматической дислексии формируют грамматические системы словесного образования и изменения.
- Мнестические нарушения предполагают развитие слухоречевой и речезрительной памяти.
- В случае оптической дислексии формируются зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез.
В последнее время огромную популярность приобретает методика Рональда Дэйвиса, в основе которой лежит придание печатным словам и буквам мысленного образного выражения, что помогает устранить дефицит восприятия.
Результат от применения методики Рональда Дэйвиса
Важно помнить о том, чем раньше будет выявлено нарушение, тем результативнее и быстрее будет проходить коррекция, логопед в данном случае подбирает индивидуальные упражнения, с помощью которых ребёнок учится соотносить проговариваемые звуки с буквами. Очень эффективно при этом использовать наглядные материалы. Упражнения должны выполняться регулярно и под строгим контролем родителей.
Коррекция дислексии и дисграфии у школьников младших и старших классов: советы, методики, упражнения-
Прогноз и осложнения
Скорость достижения желаемых результатов будет зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.
Однако если проблема будет выявлена несвоевременно, это чревато очень неприятными последствиями:
- отмечается очень слабая успеваемость на фоне других детей;
- ребёнок испытывает постоянный психологический дискомфорт, становится отчуждённым и закрытым;
- происходит снижение самооценки.
Родителям на заметку
Предупредить возникновение дислексии можно при условии внимательного и терпеливого отношения к ребёнку со стороны взрослых. В данном случае требуется:
- Вырабатывать у ребенка привычку усваивать прочитанное на слух с самого раннего детства. Здесь подразумевается регулярное чтение малышу детских книжек.
- Начинать обучение чтению еще до поступления в школу. Для этого хорошо подходят различные наглядные материалы.
- Использовать развивающие игры, которые способствуют развитию познавательной сферы — внимания, мышления, памяти, воображения.
- Своевременно обнаружить патологию у ребёнка и безотлагательно посетить логопеда. Первые симптомы могут появиться ранее пяти лет.