settings_phone Обратный звонок
г. Нижневартовск, ул. Нововартовская, д.4
+7(3466)57-18-77
Режим работы:
ПН-ПТ: 15:30 - 20:00
СБ-ВС: выходной
Все материалы на сайте несут информационный характер, обязательно проконсультируйтесь со специалистом!

Дислексия — болезнь или удел гениев?

дислексия
Дислексия — это частичное расстройство навыков чтения у детей, связанное с недостаточностью сформированности психических функций, которые участвуют в реализации процесса чтения.

Главные проявления нарушения — это устойчивые, специфические и повторяющиеся ошибки при чтении, которые проявляются в перемешивании и замене звуков, произношении слов по буквам, изменение структуры слова относительно слогов, аграмматизмах, нарушении понимания смысла прочитанной информации.

Выявление этой патологии производится путём анализа сформированности устной речи, а также навыков письма и чтения. Для устранения данного дефекта требуется усовершенствование и правильное формирование таких сторон устной речи, как: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматического строя, связной речи и неречевых процессов.

Иными словами, дислексия — это неспособность адекватно и оперативно распознавать слова, т. е. реализовывать декодирование и овладевать навыками обучения.

Такие процессы имеют неврологический характер и зависят от неполноценности фонологических компонентов языка. У ребёнка, страдающего дислексией, присутствуют нарушения в системе обработки мозгом получаемых графических знаков.

Что это такое дислексия
Дислексия вопреки ошибочному мнению, вовсе не сопутствует умственной отсталости и никак не связана с нарушением зрения или слуха.

Возможные причины расстройства

Патология может быть вызвана вследствие различных причин, среди которых:

  1. Нейробиологические причины — недоразвитие или нарушение функций конкретных зон коры головного мозга. Например, у дислексика функциональность задней части средней височной извилины гораздо менее активна, а плотность мозговой ткани в этой области, понижена.
  2. Наследственная предрасположенность — мутация определённого гена шестой хромосомы, которая оказывает влияние на развитие нейронов в определённых зонах мозга.
  3. Дефицит навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном периоде и в раннем школьном возрасте. Это может быть чревато недостаточным развитием связей между нервными клетками в речевом центре головного мозга.
  4. Травмы головного мозга.
  5. Родовые патологии — неправильное развитие пуповины, преждевременная отслоение плаценты, длительные роды, асфиксия плода.
  6. Токсическое поражение ЦНС зародыша в случае алкогольной или медикаментозной интоксикации.
  7. Инфекционное поражение мозга плода в случае болезни матери во время беременности такими заболеваниями, как краснуха, корь, оспа, герпес, грипп.
определение отклонения

Разновидности отклонения

Существуют такие виды дислексии:

  1. Фонематическая. Такая форма патологии встречается наиболее часто среди деток младшего школьного возраста. Характеризуется недоразвитостью функций фонематической системы. Фонемы различаются между собой по смыслоразличительным особенностям — мягкость-твёрдость, глухость-звонкость. При перемене в слове одной фонемы, изменяется весь смысл. В данном случае у ребёнка на слуху путаются отличные по одному смыслоразличительному признаку звуки — ж-ш, с-ш, с-ц. Также наблюдается чтение по буквам и искажение звукослоговой структуры, т. е. слоги и звуки меняются местами, буквы пропускаются.
  2. Семантическая. Имеет ещё одно название — механическое чтение, т. е. возникает непонимание смысла прочитанного, хотя технически чтение выполняется правильно. Это происходит вследствие звукослогового синтеза и нечёткости в представлениях о синтаксических связях, содержащихся в предложении, т. е. грубо говоря, слова воспринимаются по отдельности и совершенно бессвязно.
  3. Аграмматическая. Наиболее часто встречается в случае системного речевого недоразвития. При этом отмечается изменение в
    ребенок не хочет читать
    окончаниях, неумение склонять по падежам, числам, родам, неправильное соотношение существительного с прилагательным, изменение в окончании глаголов, которые относятся к третьему лицу в прошедшем времени.
  4. Оптическая. Вызывает сложности в восприятии визуально схожих букв и их перемешивание. Например, такие буквы могут быть различны только лишь в одном элементе: М-Л, В-З. Или же они могут содержать похожие элементы, но с разным его расположением: П-Н-И, Р-Ь, Т-Г.
  5. Мнестическая. Проявляется в сложностях с пониманием символов. Ребёнок не может понять взаимосвязь той или иной буквы с каким-то определённым звуком.

Проявления нарушения

Дислексия характеризуется следующими симптомами:

  • задержка в развитии, которая проявляется в письменных и речевых навыках;
  • сложности при запоминании орфографии;
  • дезориентация в пространстве и времени;
  • низкий уровень восприятия информации;
  • сложности в усвоении слов;
  • отсутствие понимания смысла прочитанного;
  • медленное чтение по слогам или по буквам;
  • неуклюжесть;
  • появление гиперактивности на фоне дефицита внимания.

Также интересен тот факт, что симптомы дислексии по своей природе можно назвать симптомами некой дезориентации. Критерием ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, в данном случае — текста.

Исходя из того, что такой ребёнок лишён способности образно представить печатные слова и символы, в его восприятии образуются пробелы и как итог — непринятие окружающей реальности в правильном виде.

Среди специфических признаков можно отметить следующие:

  • высокий уровень интеллекта при достаточно плохих навыках чтения;
  • дублирование ошибок при письме и во время чтения — пропускание, замена символов, слов;
  • низкая скорость при выполнении какого-либо задания по сравнению со сверстниками;
  • сложности при письме;
  • маленький объём памяти и кратковременность слуховой памяти;
  • невозможность воспроизведения ряда из нескольких слов, нарушение их порядка, пропускание;
  • сложности в определении низа и верха, права и лева.
признаки дислексии

Практически всегда дислексии сопутствует такое нарушение как дисграфия — устойчивое нарушение письма, которое не связано с безграмотностью и возникает из-за недоразвития или частичного поражения функций мозга, которые участвуют в сложном процессе письма.

Такая патология устраняется при помощи специальных логопедических занятий.

Дисграфия как и дислексия диагностируются у младших и старших школьников с совершенно полноценным интеллектуальным развитием, нормальной речью, здоровым слухом и зрением. Однако очень часто у детей, у которых обнаруживается эти нарушения, наблюдаются такие проблемы:

  • дезориентация в пространстве и времени;
  • некоторая неуклюжесть в движениях;
  • нарушение координации;
  • снижение работоспособности;
  • нарушение памяти;
  • плохое кровообращение в сосудах мозга.

Обследование маленьких пациентов

При подозрении на дислексию проводится обследование, включающее в себя ряд мероприятий:

  • сбор анамнеза жизни, а также изучение его успеваемости по школьной программе;
    коррекция нарушения дислексии
  • изучение индивидуальных особенностей речи, строения и развития артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики;
  • проведение тестов на оценку уровня владения навыками чтения;
  • анализ звукопроизношения и фонематического развития;
  • процедуры магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии для определения функциональной активности в левой височной доле мозга, при дислексии будет диагностироваться её снижение;
  • кроме логопедической консультации, необходим также осмотр у невролога, офтальмолога, психолога.

Методы коррекции

Методы, направленные на устранение нарушения подразумевают под собой работу над нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

Применяемые методы коррекции дислексии зависит от ее разновидности:

  1. В случае фонематической коррекционная работа будет направлена на устранение недостатка произношения звуков, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о звуко-буквенном и слоговом составе слова.
  2. При семантической развивают слоговой синтез, работают над обогащением словарного запаса и усвоением грамматических языковых правил.
  3. При аграмматической дислексии формируют грамматические системы словесного образования и изменения.
  4. Мнестические нарушения предполагают развитие слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. В случае оптической дислексии формируются зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез.

В последнее время огромную популярность приобретает методика Рональда Дэйвиса, в основе которой лежит придание печатным словам и буквам мысленного образного выражения, что помогает устранить дефицит восприятия.

методика Рональда Дэйвиса

Результат от применения методики Рональда Дэйвиса

Важно помнить о том, чем раньше будет выявлено нарушение, тем результативнее и быстрее будет проходить коррекция, логопед в данном случае подбирает индивидуальные упражнения, с помощью которых ребёнок учится соотносить проговариваемые звуки с буквами. Очень эффективно при этом использовать наглядные материалы. Упражнения должны выполняться регулярно и под строгим контролем родителей.

Коррекция дислексии и дисграфии у школьников младших и старших классов: советы, методики, упражнения-

Прогноз и осложнения

dyslexi
На ранних стадиях дислексии проблема очень легко поддаётся коррекции.

Скорость достижения желаемых результатов будет зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.

Однако если проблема будет выявлена несвоевременно, это чревато очень неприятными последствиями:

  • отмечается очень слабая успеваемость на фоне других детей;
  • ребёнок испытывает постоянный психологический дискомфорт, становится отчуждённым и закрытым;
  • происходит снижение самооценки.

Родителям на заметку

Предупредить возникновение дислексии можно при условии внимательного и терпеливого отношения к ребёнку со стороны взрослых. В данном случае требуется:

  1. Вырабатывать у ребенка привычку усваивать прочитанное на слух с самого раннего детства. Здесь подразумевается регулярное чтение малышу детских книжек.
  2. Начинать обучение чтению еще до поступления в школу. Для этого хорошо подходят различные наглядные материалы.
  3. Использовать развивающие игры, которые способствуют развитию познавательной сферы — внимания, мышления, памяти, воображения.
  4. Своевременно обнаружить патологию у ребёнка и безотлагательно посетить логопеда. Первые симптомы могут появиться ранее пяти лет.

Похожие новости:
Контроль всех действий префронтальной корой
Контроль всех действий префронтальной корой
Комментариев: 0