Форменные клетки крови можно классифицировать на три большие группы. Каждый тип структур выполняет собственные, жизненно важные функции:
Среди последних, можно выделить наиболее многочисленную группу цитологических единиц. Это так называемые нейтрофилы. Они составляют порядка 70% от общей массы лейкоцитов.
Подавляющее большинство (70%) от этих клеток — сегментоядерные нейтрофилы, это зрелые структуры, которые и выполняют присущие им функции уничтожения патогенных микроорганизмов, поглощения вирусов.
Снижение показателя клеток называется нейтропенией. Это опасное состояние, но не само по себе. А поскольку провоцируется оно теми или иными заболеваниями. Попробуем разобраться, почему же происходит падение уровня клеток.
Среди факторов-виновников патологического состояния.
Самые разные по своему характеру. В основе лежит поражение организма аномальными агентами. Какими именно — случаев может быть много.
Среди особо частых вариантов патологического состояния:
Нередко встречаются поражения штаммами герпеса: от ветряной оспы до цитомегаловируса.
Патологический процесс сопровождается типичными клиническими признаками. Как правило, всегда встречаются такие расстройства самочувствия:
Снижение сегментоядерных нейтрофилов происходит в результате перегрузки костного мозга и нарушения созревания клеток. Ткани организма просто не успевают продуцировать новые цитологические структуры, чтобы покрыть потребность тела в защите.
Это временное явление. Как только коррекция заканчивается, через неделю-две все приходит в норму.
Восстановление ложится на плечи терапевта. Если это нужно, привлекают инфекциониста. Назначают противовирусные средства, стимуляторы выработки интерферона, противовоспалительные, жаропонижающие.
Также витаминно-минеральные комплексы, чтобы ускорить восстановление.
Часто сегментоядерные нейтрофилы понижаются по причине угнетения работы костного мозга в результате отравления всего организма токсичными продуктами жизнедеятельности патогенной флоры.
Это не менее распространенный фактор-провокатор. Только агент другой. Бактерии — полноценные микроорганизмы, представители живой природы.
Среди наиболее частых и показательных вариантов патологического процесса:
Симптомы примерно такие же, как при вирусном расстройстве. Ключевых особенностей нет. Необходимо срочное лечение, чтобы избежать осложнений.
Задача ложится на плечи терапевта. Назначают антибиотики широкого спектра действия или узконаправленные, чтобы уничтожить микроорганизм.
Также в ходу противовоспалительные, жаропонижающие, иммуномодуляторы, если дело обстоит не важно.
Лечение — вопрос не самый быстрый. Требуется до нескольких недель тщательной и всесторонней коррекции.
Показатели сегментоядерных нейтрофилов вернутся в норму, как только снизится нагрузка на организм.
Еще один вариант инфекционного поражения. На сей раз, не задействованы ни вирусы, ни бактерии. Особо частый вариант патологического процесса — это так называемый кандидоз. Он встречается у детей, а также у женщин (так называемая молочница).
Есть и другие формы расстройства, не менее опасные. Хотя встречаются они несколько реже.
Заболевания грибкового плана дают выраженные типичные симптомы:
Лечение примерно такое же по форме. Но несколько иное в плане содержания.
Назначают препараты следующих типов:
Нейтрофилы растут медленно, как только падает нагрузка на организм.
Как ни странно, глисты вызывают скорее повышение концентрации клеток-лейкоцитов. Если подумать, это вполне логично.
Сегментоядерные нейтрофилы понижены у взрослых в результате отравления организма продуктами жизнедеятельности глистов: вещества, которые вырабатывают паразиты, инициируют воспалительный процесс с повышением концентрации нейтрофилов, базофилов и эозинофилов (в особенности). А затем происходит спад активности, откат назад, причем очень резкий.
Симптоматика зависит от локализации паразитов. Среди типичных признаков:
Лечение — прерогатива паразитолога. Назначаются специальные противоглистные препараты. Они уничтожают аномальный организм.
Принимать эти средства нужно однократно или очень коротким курсом.
Медикаменты провоцируют гибель гельминта. После чего, начинается распад паразита и отравление всего тела. Это может быть опасно. Нужен присмотр врача.
В этом случае, сегментоядерные нейтрофилы ниже нормы, поскольку организм поражен продуктами распада опухоли, угнетается работа костного мозга.
На начальной стадии тело еще пытается сопротивляться. Как только неоплазия достигает достаточного размера, все приходит в хаотичное состояние.
Любая онкология проявляет себя подобным образом: будь то рак почек, печени, легких или репродуктивных структур. Не имеет большого значения. Исключение из правил, пожалуй, поражение мозга или щитовидной железы.
Симптомы патологического состояния очаговые. Обусловлены расположением аномальной структуры.
Среди проявлений, которые есть всегда:
Восстановлением занимаются врачи-онкологи. Показана операция. Важно удалить как можно больше неоплазии. Желательно — все аномальные ткани.
Затем проводится курс химио- и лучевой терапии. Если опухоль чувствительна к этим типам воздействия.
Перспективы восстановления количества белых телец зависят от формы нарушения и стадии болезни.
Сегментоядерные нейтрофилы в крови понижаются в результате ложных реакций защитных сил, например, при ревматоидном артрите, системной красной волчанке, тиреоидите и прочих нарушениях.
На начальном этапе, когда ответ только начинается, все наоборот: количество клеток растет. Очень быстро процесс сходит на нет. Концентрация нейтрофилов падает. А вот эозинофилы остаются на прежнем уровне. Это типичный признак, который выдает аутоиммунную реакцию. Все же нейтрофилы отвечают на инфекционные опасности.
Лечением занимаются ревматологи. Назначают глюкокортикоиды вроде Преднизолона. Это основная линия терапии. При неэффективности показаны иммуносупрессоры.
Лечение занимает не одну неделю. Кардинальным образом ситуация вряд ли улучшится. Рецидивы почти неминуемы. В светлые промежутки между обострениями, однако, все будет в порядке.
Классический вариант патологического процесса, когда падает уровень нейтрофилов, это так называемая лучевая болезнь. Столкнуться с ней вероятность есть, особенно, если присутствует одно из следующих условий:
Как ни странно, но и лучевая терапия создает те же проблемы. Правда, не столь выраженные. Дозы все же меньше, чем во время катастроф или при систематическом влиянии радиации.
Радикальным образом скорректировать состояние невозможно. Сегментоядерные нейтрофилы понижаются у взрослого, поскольку радиация угнетает работу костного мозга, а именно тут клетки вырабатываются и созревают.
Если этого не происходит, концентрация цитологических структур существенно падает. Восстановится она только после того, как костный мозг вновь вернет былую активность. На этом могут уйти месяцы.
Внимание:Часто встречаются необратимые повреждения, тогда скорректировать состояние не выйдет. Остается бороться с симптомами.
В этом случае речь идет не только и не столько о лучевой болезни. Есть и другие нарушения. Например, наследственного характера.
Генетически обусловленные нейтропении очень плохо поддаются лечению, поскольку проблема закодирована на уровне ДНК, в самой основе организма человека.
Нужно выявить суть нарушения и бороться с проявлениями. Этой задачей занимаются гематологи. Также, по потребности, привлекают дополнительных специалистов узкого профиля.
Основа терапии заключается в стимуляции выработки клеток крови. Проблема комплексная. Недостаток нейтрофилов — это всего лишь вершина айсберга.
Нарушается синтез и созревание эритроцитов. Начинается ишемия и гипоксия. То же самое касается и тромбоцитов. Потому велика вероятность кровотечений.
Между рецидивами возможны периоды облегчения. Но полного восстановления и компенсации состояния добиться не удается почти никогда. Нужно подстраиваться под новые условия и учиться с ними жить.
Речь идет о частной разновидности аутоиммунного процесса. В этой ситуации тело неадекватно реагирует на, казалось бы, безобидное вещество. Частицу пыли, шерсти животных, пищевой краситель, естественный пигмент. На что угодно. В теории, вызвать аллергию может любое химическое соединение.
Разновидностей патологического процесса много: от банальной крапивницы и кожной сыпи до анафилактического шока. Чем интенсивнее расстройство, тем ниже падает концентрация нейтрофилов.
Диагностикой и лечением занимаются иммунологи или иммунологи-аллергологи. Назначают антигистаминные средства. Первого, третьего поколений (Пипольфен, Цетрин, прочие). Второго — куда реже, они сказываются на работе сердца.
Если нет эффекта, применяют глюкокортикоиды. Обычно этого оказывается достаточно. Когда и так не удается добиться качественного результата, показаны иммуносупрессоры в очень малой дозе и коротким курсом. Это скорее крайняя мера, которая не может быть универсальной и рекомендованной.
Показатели нейтрофилов будут приходить в норму постепенно, по мере восстановления и окончания действия препаратов. Поскольку и сами они провоцируют проблемы. И здесь возникает следующая дилемма:
Медикаменты, которые призваны корректировать аутоиммунные расстройства, сами по себе угнетают работу костного мозга. А значит, концентрация форменных клеток будет падать. В том числе и нейтрофилов.
С другой же стороны, без них справиться с патологическим процессом невозможно. Что в таком случае делать?
По сути — ничего. Нужно дождаться позитивного терапевтического результата и отменить медикаменты. После этого, в течение нескольких недель, концентрация белых телец восстановится и все будет нормально.
Нейтрофилы сегментоядерные понижены в результате приема: противовоспалительных, антибиотиков широкого спектра, анальгетиков, гормональных препаратов и других.
Чтобы увидеть, какое действие оказывает конкретное лекарство, нужно обратиться к аннотации. Как правило, побочный эффект указывается прямо в инструкции к препарату.
Единственный способ решить вопрос — отказаться от конкретного средства. Или заменить его на аналогичное. Своими силами это не сделать. Нужна помощь лечащего специалиста.
Причина снижения сегментоядерных нейтрофилов заключается в гормональном сбое, нарушении концентрации веществ щитовидной железы, надпочечников.
Пусть и косвенным образом, но они участвуют в регулировании процессов кроветворения. В том числе, здесь замешана и поджелудочная. Если развивается резистентность к инсулину, не миновать уменьшения количества нейтрофилов. Угнетается работа костного мозга. Нужно лечить первичное заболевание.
Вопросом занимаются специалисты по эндокринологии.
Это очень сложная задача. Радикально устранить сахарный диабет невозможно. Приходится постоянно держать состояние «в узде».
Применяются препараты инсулина, чтобы восстановить количество глюкозы. Прописывается диета с низким содержанием углеводов, сахаров, чтобы не спровоцировать острого приступа.
Важно постоянно контролировать картину крови, состояние глазного дна, всего организма. Сахарный диабет очень коварен, можно ожидать осложнений. Причем внезапно и без предварительных признаков, предвестников.
Показатели нейтрофилов приходят в норму и держатся на адекватном уровне, если сохранять сахар на приемлемых отметках.
Чтобы костный мозг работал как следует, он требует постоянного снабжения кислородом и питательными веществами. Если эти условия не соблюдаются, работа структуры замедляется.
Именно тут вырабатываются и созревают сегментоядерные нейтрофилы. Ясно, что ничем хорошим подобное не закончится.
Среди явных заболеваний кровеносных структур, можно назвать:
Лечение ложится на плечи кардиологов. Нужно восстановить работу сердца, проходимость сосудов.
Назначаются противогипертонические средства, кардиопротекторы (Рибоксин, Милдронат). Если присутствует атеросклероз — статины (Аторвастатин, Аторис), фибраты.
Показан полноценный витаминизированный рацион с низким содержанием жира и углеводов.
Помимо общего анализа крови, нужно провести вспомогательные мероприятия:
Если сегментоядерные нейтрофилы понижены это говорит об угнетении работы костного мозга, заражении гельминтами, патологиях вирусного, бактериального и грибкового происхождения, сердечно-сосудистых и прочих заболеваниях.
Почти всегда — это обратимый процесс. Нужно пройти лечение.
Оставить комментарий